СПОРТ

Чемпионат России. Баха «Тихий Дон» назвала новых чемпионов страны!

Владимир КОРОЛЕВ
14 ноября 2022
«Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды. Из-под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой. Левобережное Обдонье, пески, ендовы, камышистая непролазь, лес в росе — полыхали исступленным холодным заревом. За чертой, не всходя, томилось солнце».

«…ты летел, как призовая лошадь…"

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Баха «Тихий Дон», прошедшая на родине Михаила Шолохова в окрестностях станицы Вешенская, для экипажей категории «Грузовики» имела статус третьего – решающего этапа чемпионата страны. На титул претендовали три знаменитых пилота – Андрей Каргинов, Дмитрий Сотников (КАМАЗ-мастер) и Сергей Вязович (МАЗ-СПОРТавто), а также молодой, но уже достаточно быстрый камазовец Богдан Каримов. Действующий победитель «Дакара» и «Шелкового пути» Дмитрий Сотников не принял участие в финальном раунде, тем самым обострил борьбу за победу. Как и предполагалось, с первых метров дистанции высокий темп задали более опытные гонщики. Сергей Вязович, выиграв СУ2, вышел в лидеры не только в своем классе, но и в общем зачете ралли. Однако на следующем спецучастке его ждало разочарование - внезапная остановка по причине выхода из строя раздаточной коробки передач и карданного вала привела к крушению надежд белорусского пилота стать чемпионом России.

Несмотря на то, что Богдан Каримов перед стартом заявлял, что главной своей задачей считает «выдержать темп лидеров, но при этом не допустить ошибок», после фиаско Вязовича перешел в атаку и завершил второй день гонки, опередив своего главного оппонента Андрея Каргинова на 10 секунд. Однако этот отрыв мог быть больше на целую минуту – оба экипажа получили пенализацию за ранний въезд в зону контроля времени (КВ). Штурман Каримова Альберт Арсланов ошибся на 5 минут, а новый штурман Каргинова Дмитрий Никитин чуть меньше – на 4 минуты. Забегая вперед, скажем, что это стало одним из главных факторов в распределении мест.

Решающий третий день гонки содержал в себе 130-километровый спецучасток, который спортсменам надо было преодолеть дважды. Зная, как мощно может атаковать двукратный победитель «Дакара» Андрей Каргинов, многие не сомневались, что 10-ти секундный гандикап растворится очень быстро. С этим мнением не согласен был Богдан Каримов. Проявив высокие волевые качества на первом СУ, он опередил своего титулованного партнера по команде на весомые 30 секунд. Судьба титула решалась на последних километрах сезона. Кто победит? Колоссальный опыт или амбициозная молодость? Болельщики, следившие за гонкой, в очередной раз были поражены мастерством экипажа Каргинова. Поставив на кон все свое умение, он не только сумел отыграть отставание, но и «привез» менее опытному сопернику больше минуты преимущества. Таким образом, Андрей Каргинов вернул себе звание чемпиона России, утерянное в далеком 2017 году.

После финиша многие чистосердечно сочувствовали Богдану Каримову, который был так близок от своего первого чемпионского титула. Мы же уверены, что титулов у 24-летнего гонщика будет много, потому что по скорости он был быстрее (!). Изучив финишные протоколы, не трудно заметить, что преимущество Андрея перед Богданом составило 58 секунд с учетом пенализации двух экипажей за опережение на судейском посту. Если отбросить штраф за штурманские ошибки, получается Богдан был быстрее на 2 секунды, а это говорит о очень хороших перспективах целеустремленного пилота из нового поколения команды «КАМАЗ-мастер».

Итоговые результаты чемпионата России. Зачет ГРУЗОВИКИ (ТОП-6)
  1. Андрей Каргинов (КАМАЗ) – 43 очка
  2. Богдан Каримов (КАМАЗ) – 40 очков
  3. Айрат Мардеев (КАМАЗ) – 35 очков
  4. Сергей Вязович (МАЗ) – 30 очков
  5. Эдуард Николаев (КАМАЗ) – 25 очков
  6. Алексей Вишневский (МАЗ) – 23 очка
Не менее захватывающего сражения многие ждали в Абсолютном зачете, где одному из главных претендентов на титул Денису Кротову (Mini) необходимо было выигрывать гонку, чтобы не дать основному своему сопернику действующему чемпиону России Владимиру Васильеву (Mini) досрочно подтвердить звание сильнейшего пилота страны. Еще свежи в памяти незабываемые мгновения соперничества двух очень быстрых гонщиков на недавнем «Шелковом пути», победителем которого стал Кротов. Все ждали продолжения интересного зрелища, окрашенного яркими эмоциями…но оно, к великому сожалению, не состоялось. Оба экипажа прибыли на место проведения соревнования, проверили свои мощные спорткары на тестовом участке, и когда был дан старт официальной гонке, по не выясненным причинам на него не вышел экипаж Дениса Кротова. Двукратному обладателю Кубка мира Владимиру Васильеву оставалось надежно дойти до финиша, чтобы подтвердить свой высочайший ранг. С этим он, выиграв ралли, великолепно справился, проведя гонку по-чемпионски в высоком атакующем стиле. Как и в пошлом сезоне Владимир Васильев досрочно, за тур до окончания сезона, завоевал высшую награду национального спорта, став пятикратным Чемпионом России.

Если «золото» нашло своего хозяина, то за «серебро» и «бронзу» в Абсолютном зачете придется побороться весьма сильным соперникам, за плечами которых много ярких побед. Денис Кротов, Алексей Черкесов, Армен Пузян и Анастасия Нифонтова скрестят свои шпаги в финальном поединке, чтобы выявить сильнейших.

Текущее положение в чемпионате России. Абсолютный зачет (ТОП-5)
  1. Владимир Васильев (Mini Cooper Countryman/BMW X5) – 120 очков
  2. Денис Кротов (Mini John Cooper Works Rally) – 72 очка
  3. Алексей Черкесов (G-Force Proto/Can-Am Maverick X3) – 66 очков
  4. Армен Пузян (Can-Am Maverick X3) – 59 очков
  5. Анастасия Нифонтова (Can-Am Maverick X3) – 57 очков
Командный зачет – здесь так же досрочно определился Чемпион России. Высшие награды завоевала «Ралли-рейдовая команда Московской области» - дебютант национального первенства. Победа Антона Мельникова в Т2 и второе место Андрея Горькова в Рейд-Спорт на бахе «Тихий Дон» принесли необходимые 18 очков, благодаря которым коллектив из Подмосковья стал недосягаем для своих соперников. Этот триумф можно смело назвать историческим, так как еще ни одному дебютанту не удавалось выиграть все гонки сезона, не оставив конкурентам и шанса на успех. Браво!

Командный зачет
  1. Ралли-рейдовая команда Московской области – 92 очка
  2. ГАЗ РЕЙД СПОРТ – 56 очков
  3. УАЗ-СПОРТ – 22 очка
В остальных же категориях чемпионы еще не определились, и всех нас ждет увлекательное зрелище на финальном этапе в Ульяновске, результаты которого, кстати, не могут быть признаны худшими и не учитываться, а значит, спортсменам необходимо избегать грубых ошибок. Наиболее интересное соперничество ожидается в категории легких багги – Т3, где вновь сменился лидер. После двух дней ростовской гонки возглавляющая турнирную таблицу Анастасия Нифонтова, опережала своего главного соперника в борьбе за титул Армена Пузяна на весьма весомые две с половиной минуты. Однако финальный день ралли стал для женского экипажа роковым - за 30 км до финиша первого спецучастка подвеска «Кроша» - так ласково зовет Анастасия свой автомобиль, не выдержала серьезных нагрузок и разрушилась, что привело к сходу с дистанции. Безмолвно стоящий на обочине сломанный спорткар прямых конкурентов дал понять Армену, что сильно рисковать теперь не имеет смысла. Однако сбавлять темп было бы безрассудно, и опытный пилот, выиграв гонку, записал в свой актив максимальное количество очков, что позволило ему возглавить зачет. Арифметика на финальный этап простая – кто выиграет в Ульяновске, тот и станет новым чемпионом России. Осталось дождаться кто именно это будет – Армен Пузян или Анастасия Нифонтова?

Зачет Т3 SSV (ТОП-5)
  1. Армен Пузян (Can-Am Maverick X3) – 80 очков
  2. Анастасия Нифонтова (Can-Am Maverick X3) – 76 очков
  3. Дмитрий Черкесов (Can-Am Maverick X3) – 48 очков
  4. Дмитрий Мордкович (Can-Am Maverick X3) – 36 очков
  5. Вадим Федотов (Can-Am Maverick X3) – 35 очков
Аналогичная ситуация произошла в еще одной «жаркой» категории – Т2 (Production). К ростовской гонке два лидера Антон Мельников и Андрей Сушенцов подошли с одинаковым количеством побед и очков. При таком плотном соперничестве каждый успех на вес золота, а неудача – крушение надежд. На этот раз фортуна отвернулась от экипажа Андрея Сушенцова – на надежной, казалось бы, Toyota LC 200 упало давление в топливной системе двигателя, и он не мог развивать нужные обороты. По этой причине пилоты вынуждены были сокращать дистанцию, пропуская обязательные для взятия контрольный точки, за что получили внушительную пенализацию более пяти часов. О победе пришлось забыть, но судьба на этом не сжалилась – в заключительный день гонки, в песочнице закончилось все топливо, и экипаж вынужден был сообщить о сходе с дистанции, не заработав ни одного очка. Напротив, Антон Мельников успешно преодолел тяжелую для серийных автомобилей, изобилующую глубокими колеями трассу и уверенно выиграл ралли, пополнив копилку максимальным количеством баллов. Есть ли шанс на финальном этапе у Андрея Сушенцова исправить ситуацию и завоевать титул? Да, есть! Но при условии, что он выиграет гонку, а Антон Мельников займет место ниже второго.

За бронзовые награды тоже предстоит интересная борьба между тремя равными по силам конкурентами – Леонидом Петровым, Андреем Динабургом и Вадимом Новиковым.

Зачет Т2 Production (ТОП-5)
  1. Антон Мельников (Toyota LC 200) – 93 очка
  2. Андрей Сушенцов (Toyota LC 200) – 83 очка
  3. Леонид Петров (Toyota LC 200/Nissan Patrol) – 60 очков
  4. Андрей Динабург (Toyota LC 200) – 57 очков
  5. Вадим Новиков (УАЗ Патриот) – 54 очков
Не все решено и в категории Рейд-Спорт. Сюда вернулся из небольшой отлучки в другой класс Алексей Черкесов (Nissan NP300), одержавший победу на двух первых этапах. И как вернулся! От своих соперников он не оставил камня на камне, опередив ближайшего преследователя – лидера зачета Андрея Горькова (Toyota LC 200) более чем на два часа (!). Что дальше? Два этапа, которые Алексей пропустил, конечно же осложнили ему задачу завоевать титул, но не исключили совсем. В Ульяновске ему необходимо выигрывать, но занять первое место по итогам сезона он может только при условии, что Андрей Горьков финиширует лишь четвертым. Сложно, но шансы есть. Сами понимаете, финал пройдет в зимних условиях, а зима, как известно – дело скользкое.

Зачет Рейд-Спорт (ТОП-6)
  1. Андрей Горьков (Toyota LC 200) – 83 очка
  2. Алексей Черкесов (G-Force Proto) – 75 очков
  3. Михаил Расторгуев (Nissan Pathfinder) – 39 очков
  4. Алексей Игнатов (GAZelle NEXT) – 33 очка
  5. Никита Юрковский (ВАЗ 212140) – 33 очка
  6. Евгений Суховенко (GAZelle NEXT) – 30 очков
Шестой финальный этап чемпионата России по ралли-рейдам «Засечная черта» пройдет в Ульяновской области со 2 по 4 декабря 2022 года. Общая протяженность заснеженного маршрута, где пилотам будет разрешено выступать на шипованной резине, составит порядка 700 км, из которых 500 км предстоит преодолеть на скорость.

Фотографии взяты из открытых источников в сети Интернет